Просмотров: 2495
Трудно представить Новокузнецк без проспекта Металлургов. Он не только пролегает через всю центральную часть города, а, без преувеличения можно сказать, пересекает всю его историю. В него вливаются, словно притоки в мать-реку, улицы Кутузова, Суворова, Воровского, Кирова, Орджоникидзе, Ушинского, проспекты Энтузиастов, Пионерский и Строителей.
А начинается он с вокзала. Примечательна эта главная городская магистраль не только своей красотой и какой-то домашней уютностью, а прежде всего тем, что вобрала в себя многие вехи блистательной летописи земли Кузнецкой. Достаточно сказать, что первые здания на ней появились в тридцатых годах, а последние постройки встали в семидесятых - проспект рос вместе с городом, и отдельные его части стали как бы каменными главами полувековой истории Новокузнецка. Первоначально на него выходили только стандартные трехэтажные дома Сад-города. Их голая кирпичная кладка многие годы напоминала горожанам о том, что когда-то даже штукатурка считалась непозволительной роскошью и ее приходилось год за годом откладывать до лучших времен, которые наступили только после войны. В это же время начала застраиваться и заречная часть, впервые серьезно потеснившая бараки Нижней Колонии.
Привокзальный отрезок проспекта возводился уже при помощи башенных кранов. Они гордо возвышались на бывшем торфяном болоте, привлекая всеобщее внимание новокузнечан.
Дольше других строился первый "высотник". Не один год на его месте торчали необрубленные сваи: ходили слухи, что на них должен встать первый в Сибири небоскреб. Мальчишки до хрипоты спорили тогда, сколько этажей в нем будет: двадцать или двадцать пять? Но и те одиннадцать, что удалось отстоять проектировщикам, сейчас приметны отовсюду, и их не спутаешь даже издалека с серийными многоэтажками, что растут нынче как грибы.
А разве похож хоть на один дом в Кузбассе знаменитый двадцать пятый, в котором были установлены первые пассажирские лифты? А красавец на площади Маяковского? При своих внушительных размерах - в нем более двухсот квартир - он поражает легкостью, стройностью, изяществом архитектуры и мог бы украсить любой, даже самый именитый город.
Дома, стоящие по правой, четной, стороне от театральной площади до Пионерского проспекта, вроде бы похожи друг на друга, но внимательный и ревнивый взгляд старожила найдет в каждом из них немало необычного. Взять хотя бы лепные медали под самым карнизом среднего. На них рельефно выделяется силуэт домны и римская цифра XX. Так строителями в начале пятидесятых годов было отмечено двадцатилетие главного металлургического предприятия города - КМК.
За долгие годы многое изменилось в облике проспекта. Со временем он стал узким, и пришлось часть газонов отдать под тротуары, снять одновременно стесняющее кружево чугунных оград. Одно осталось здесь неизменным - трамвай. Что, казалось бы, может быть привычнее и обыденнее, чем юркие его вагончики? Но у новокузнецких трамвайщиков знатная родословная: первые поезда для них "добывал" сам нарком Орджоникидзе. Те знаменитые наркомовские вагоны и проложили первый сибирский маршрут нового вида транспорта от заводоуправления до вокзала, большую часть которого сейчас и занимает главный проспект. Сегодня общая протяженность трамвайных путей в городе составляет 125 километров. Они есть во всех районах и ежедневно по ним перевозится до двухсот тысяч пассажиров. Каждый их рельс прокатан кузнецкими металлургами. Кстати, по их же "продукции" катаются в Буэнос-Айресе, Ханое и многих других городах мира. Недавно у работяги-трамвая появился младший брат - троллейбус, который также проложил свой первый след по главному проспекту и связал нынешний центр с молодостью сибирской металлургии - Запсибом.
Трудно найти в городе такого человека, который бы не знал и Культурно-Спортивный Центр Металлургов. Здесь занимается около двух тысяч самодеятельных артистов, трем из которых присвоено звание заслуженных работников культуры, а семь творческих коллективов именуются народными. Ежегодно во Дворце проводится более тысячи пятисот мероприятий, которые собирают свыше миллиона человек.
На проспекте Металлургов началось по существу и настоящее озеленение города. Новокузнечане хорошо запомнили наказ Всесоюзного старосты М. И. Калинина о том, что нужно серьезно взяться "за этот город" и превратить его в такой, "куда можно было бы съездить посмотреть не только на комбинат, но куда было бы большим удовольствием съездить и посмотреть город". Сначал здесь появился Сад металлургов, посаженный во время первых субботников, а много позже был разбит и парк имени Гагарина. Характерно, что именно в этом месте, освященном именем первого космонавта Земли, новокузнечане воздвигли и свой звездный дом - городской планетарий.
Главная магистраль Новокузнецка хранит память и о двух "космических братьях", первопроходцах Вселенной - Алексее Леонове и Борисе Волынове, которые здесь бывали не только как почетные и желанные гости, но и как земляки. А сколько замечательных металлургов связало с ней судьбу и жизнь: Б. Н. Жеребин, осуществивший первый выпуск кузнецкого чугуна, М. М. Привалов, один из основателей сибирской школы сталеварения, А. П. Шашков, А. Г. Картавых, увенчанный лентой почетного гражданина орденоносного Новокузнецка, И. И. Громов, передавший легендарное знамя Кузнецкстроя запсибовцам.
У самого моста через Абу встал дом, в котором разместилась администрация Центрального района.
- Проспект Металлургов, - говорил главный архитектор города А. И. Выпов, - уступит свое первенство улице Кирова, которая должна стать центральной. Однако это обстоятельство не умалит его значения как исторической первоосновы Новокузнецка.
// Источник: Улица имени… / автор-составитель: Алексей Луканин. - Новокузнецк, 2015. - А. Антонов, 1981 г.
Смотрите также: